Мастер-класс работы с родителями


  • Мастер – класс Тема: «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3  «Солнышко» п. Адамовка Оренбургской области

    Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца"  ДЕКАБРЬ 2017
    Подготовила: учитель – логопед высшей категории Н.В. Макарова
    Уважаемые участники!
    Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой  системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.
    Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

    Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания
    (Лев Семёнович Выготский)

    Девиз:  Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,
    сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!

    Оборудование:
    1.    Индивидуальные зеркала
    2.    Ватные диски.
    3.    Ватные палочки.
    4.    Напальчник.
    5.    Коктельные трубочки.

    Скачать мастер класс

    6.    Стаканчики с крышкой,
    7.    Постановочные логопедические зонды.
    8.    Ротовая полость «РАТАТУШКА».
    9.    Театр язычка.
    10.    Воздушные шары.
    11.    Бабочка из папирусной бумаги.
    12.    Вертушка.
    13.    Пластмассовые губы для развития воздушной струи.
    14.     Массажный мяч с шипами «Ёжик».
    15.     «Су-джок».
    16.    Шар с резинками.
    17.    Прищепки.
    18.    «Слонёнок - Элефон» - для развития фонематического слуха.

    Программа:

    1. Обобщение педагогического опыта по теме.
    2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков.
    3. Рефлексия опыта:
    Б) что взял полезного (интересного).
    В) чем запомнился мастер-класс.

    Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.
    Задачи:
    1.    Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
    2.    Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
    В последние годы наблюдается рост числа дош¬кольников, имеющих нарушения общего и речевого раз¬вития. Цепочка неблагоприят¬ных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.
    Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
    Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:
    •    развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
    •    последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
    •    профилактика речевых нарушений.

    Работая логопедом в массовом дошкольном учреждении хочется отметить сложности, с которыми сталкиваюсь ежедневно. В первую очередь, это то, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых садах.
    Работа логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 месячный или 12 месячный срок обучения. Логопед вынужден включаться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.
    Таким образом, в моей работе возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями, логопедом и родителями. И те и другие лишены специализированного коррекционного часа для работы с детьми-логопатами.
    Для этого мною был разработан определённый комплекс мастер – классов для педагогов и родителей, который называется «Уроки домашней логопедии». Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из основных тем комплекса мастер – классов, это «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков».
    Как же объяснить доступным языком родителям, что такое речь?
    (Строим дом)
    А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков:

    Работа по развитию артикуляционного аппарата

    Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
    Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
    Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

    Работа над общей и мелкой моторикой

    У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение мастер-класс работы с родителями письма).  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

    Развитие правильного речевого дыхания

    Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
    С  детьми ежедневно проводятся  упражнения для развития речевого дыхания.


    Развитие фонематического слуха

    Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.
    Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

    Проведённая совместная работа с воспитателями  и родителями,  показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия.

    Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент детей с дефектами речи к поступлению в школу, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.


    Итак, главный орган артикуляционного аппарата – ЯЗЫК!

    Практическая часть

    А теперь, я предлагаю вам побывать на таких логопедических занятиях и поучаствовать в них вместе со мной, а провести их мне поможет моя помощница, знакомьтесь – Ротовая полость, РаТаТуШкА.


    Практическую часть своего мастер – класса, я всегда начинаю с таких слов:


    «Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"


    1 этап в постановке звуков –

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

    Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеда долго сохраняют прекрасный овал лица.  В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить,  и выполнять действие с помощью наших помощников:  у меня ротовая полость, у участников – Театр Язычка.


    1.    Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.
    2.    Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ --------ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.
    3.    Выполним упражнение «Футбол».  Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
    4.    Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».
    5.    Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать  данное положение. То же самое с правым уголком рта.
    6.    Упражнение  «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
    7.    Упражнение «Вкусное варенье».  Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
    8.    Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
    9.    Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

    А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

    Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!
    Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит  из – за укороченной  подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.


    2 этап –

    РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

    Упражнения для речевого дыхания

    1.    Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
    2.    Сдуть бабочку с кончика носа.
    3.    Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть,  чтобы не пролить воду.
    4.    Надуем шарик, не раздувая щеки.
    5.    Вертушка, губы.


    3 этап -
    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

    1.    Массажный мяч.
    2.    Шар с резинками.
    3.    Прищепки.
    4.    Су-джок терапия.


    5 этап -

    ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

    Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик».
    (показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).

    4 этап –
    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

    Услышишь – хлопни

    Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).

    Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»

    Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить.  Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.


    Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

    Игра «Телеграф»

    Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.
    И закончить свой мастер – класс мне бы хотелось красивым стихотворением, которое характеризует меня, как учителя – логопеда.

    Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах.
    «Ребро – кулак – ладонь – хлопок»

    Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе.
    1.  ребро – кулак – ладонь – хлопок;
    2.  р – р – р – р;
    ра – ра – ра – ра;
    ро – ро – ро – ро;
    ру – ру – ру – ру;
    ры – ры – ры – ры.

    3.    ра – ро – ру – ры

    Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.

    И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда:
    Терпение и творчество,
    Упорство и победа -
    Вот главные этапы
    В работе логопеда.
    Все Нади, Вани, Вити
    Должны заговорить,
    И от тебя зависит -
    Быть им или не быть.
    Душа болит за каждого.
    Всем хочется помочь.
    Не раз вопрос: «Что делать?»
    Преследовал всю ночь.
    Идешь порою с сумками,
    А язычок «грибком»,
    Или «лошадкой» цокает,
    Иль губы «хоботком».
    Вдруг затрещишь «моторчиком»
    Раз несколько подряд
    И ловишь настороженный
    Идущих мимо взгляд.
    Так день за днем –
    То вниз, то вверх
    Летает язычок,
    Работать так настойчиво
    Из вас не каждый б смог.
    И… появились звуки
    А вслед возможно слоги,
    А там уже слова пошли
    По правильной дороге.
    При самой первой встрече
    Мы часто слышим: «Датте»,
    А на прощанье четкое:
    «Здоровья вам и счастья!»
    И я без ложной скромности
    Признаться не стыжусь,
    Что я своей профессией
    Действительно горжусь!
    На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!

    < Предыдущая   Следующая >
    Источник: http://doshkolnik.ru/logopedia/2749-avtomatizaciya.html


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Тематический план Как связать подлокотники для кресла

    Мастер-класс работы с родителями Мастер-класс работы с родителями Мастер-класс работы с родителями Мастер-класс работы с родителями Мастер-класс работы с родителями Мастер-класс работы с родителями

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ